Объем грузоперевозок в 2023 году в целом по стране начал расти, но параллельно выросли и тарифы на доставку. Частично это связано с внешними ограничениями, которые заставили транспортные компании из РФ переключиться на восточное и южное направления, наращивать свой флот, контейне
Однако есть и внутренние факторы, которые увеличивают расходы перевозчиков. Ситуацию проанализировали эксперты Банка России в свежем отчете о состоянии региональной экономики и игроки рынка.
Сменили курс
Санкции, введенные в 2022 году в отношении России, привели к уходу из страны ряда авиакомпаний и морских перевозчиков, а затем и европейских автотранспортных фирм. Поток импорта через Северо-Запад, через который ранее следовала основная масса грузов, упал на 40 процентов, напомнили в ЦБ: «Компаниям пришлось перестроить цепочки поставок, сменить партнеров и освоить новые международные маршруты. В результате сроки поставок по некоторым направлениям выросли в два-три раза, а стоимость — более чем на треть».
Весной объем грузовых перевозок восстановился до уровня конца 2021 года (по оценкам Банка России с исключением сезонности) — в значительной степени за счет морского и автотранспорта.
В первой половине 2023-го львиная доля торговых потоков приходилась уже на государства Азии и Ближнего Востока. Представители отрасли отметили, что объемы перевозок по некоторым международным направлениям выросли в пять раз.
— Российский бизнес найдет выход из любой ситуации, но сейчас планировать ничего невозможно, логистику все время приходится менять. Экспорт в 2022 году значительно вырос, хотя число участников внешнеэкономической деятельности снизилось на 5,6 процента. По параллельному импорту было ввезено 2,4 миллиона тонн товаров на сумму более 20 миллиардов долларов, — рассказала в Воронеже заместитель гендиректора ГК Just Ирина Смитюх. — По данным ФТС, основные наши партнеры — это Китай (прирост на 28 процентов), Турция (на 84), как ни странно, Нидерланды и Беларусь. Товарооборот с Германией упал на четверть.
На расширение грузоперевозок на китайском направлении повлияли не только санкции, но и отмена ковидных ограничений
На расширение грузоперевозок на китайском направлении повлияли не только санкции, но и отмена ковидных ограничений, добавил руководитель филиала ООО «Траско» в Воронеже Артем Анохин.
— Но в 2021-м мы еще не догадывались, какой потенциал будет иметь маршрут Китай — Монголия — Казахстан — Россия. Как, впрочем, и о таком явлении, как ложный транзит. На локальных маршрутах спрос растет волнообразно. Если говорить о статистике по нашей компании, то очень много грузов мы стали возить в Турцию, Иран, Ирак, Узбекистан и Казахстан.
У другого перевозчика, ООО «Рокотт Транс», по итогам первого полугодия грузопоток с КНР вырос на 40 процентов, с Индией — на 200, с Турцией — на 7,3. «В 2023 году Россия стала вторым крупнейшим поставщиком электроэнергии, оборудования и расходников для строительства, зерна, мяса и молочной продукции для Индии, а также лидером по экспорту энергоресурсов в Турцию, куда поставляются также металлы и изделия из них, зерно, бумага и картон, продукты химической отрасли», — сообщили в компании.
Обратила на себя внимание динамика товарообмена с государствами Ближнего Востока и Северной Африки. За последние пять лет он вырос в 1,8 раза, и в 2023-м «Рокотт Транс» открыло маршруты в Тунис и Марокко. Сроки транспортировки здесь зависят от трансшипмента Турции. В Тунис уже доставлено 72 универсальных крупнотоннажных контейнера, в Марокко направлено 40. В эти страны продают главным образом проволоку и комплекты для сборки панельно-каркасных домов, пояснил перевозчик.
Идут волной
Прошлой весной из-за ухода международных контейнерных компаний в зоне риска в сегменте морских грузоперевозок оказалось около половины импорта и 60 процентов экспорта. Кроме того, некоторые логистические фирмы отказались работать с товарами из России или для России. Это вынудило отечественных игроков рынка увеличивать свой парк кораблей и контейнеров, развивать мультимодальные перевозки. Кроме того, работать в РФ начали небольшие азиатские перевозчики.
Когда основные торговые потоки пошли через южные и дальневосточные порты, в них образовались заторы из-за ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, контейнерных терминалов, погранпереходов и складов временного хранения. В конце 2022-го — начале 2023 года срок ожидания судов на рейде в дальневосточных портах превышал стандартное время в шесть раз, а загрузка портов выросла до 125 процентов, подчеркнули аналитики ЦБ.
С марта по май грузооборот морских портов России был на 10 процентов выше, чем в конце 2021 года, объемы обработки грузов медленно, но верно росли. «Наибольшие темпы роста отмечались в перевалке угля, зерна и удобрений. Также выросла отгрузка нефти морем из-за действия потолка цен на нее и переориентации поставок в страны Азии, — говорится в обзоре. — С февраля 2022 года до середины июня 2023-го количество работающих внешнеторговых контейнерных линий выросло с 16 до 29. На Дальнем Востоке обрабатывается больше половины всего контейнерного потока (прирост — 34 процента год к году). Проблемы с затоваренностью дальневосточных портов и сроками ожидания разгрузки преимущественно решены за счет ввода дополнительных схем отправки. Порт Новороссийск остается лидером по числу обработанных грузов».
Грузопоток в портах Балтийского бассейна постепенно восстанавливается, причем в последние месяцы логистика через них подешевела на фоне перегруженности других направлений. Здесь появились новые перевозчики и маршруты доставки. Импорт ведется из стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Представители отрасли полагают, что по итогам 2023 года объем контейнерного потока на Балтике составит 50-60 процентов от довоенной величины, а в 2024-м полностью восстановится.
Тарифы на морские перевозки со странами Азии к середине июня снизились на треть по сравнению с началом года в связи с появлением большого количества новых сервисов в направлении Северо-Запада и Дальнего Востока. Бизнес ожидает, что снижение остановится в течение нескольких месяцев.
Берут с колес
Автомобильным компаниям на фоне европейских санкций и роста спроса, вызванного нехваткой портовых и железнодорожных мощностей, пришлось проявить недюжинную изобретательность. Маршруты доставки при этом сильно удлинились. По отдельным направлениям на Юг и Восток объем международных перевозок за год вырос в 1,5-3 раза, а на Северо-Западе сократился на 80 процентов.
Развитие автоперевозок подстегивает продажи грузовых машин, отметили в ЦБ.
— Около 70 процентов грузового парка в России старше 10 лет, — обрисовал ситуацию Артем Анохин. — Четыре из пяти брендов, лидирующих по количеству представленных на нашем рынке новых грузовиков, — китайские. Статистика использования таких машин слишком мала, чтобы делать выводы об их качестве. Доля КамАЗа — 25 процентов, и он законтрактован очень сильно, основной спрос идет на тягачи.
С начала 2023 года на 10 процентов выросли тарифы на доставку грузов автомобильным транспортом. Эксперты Банка России объяснили это восстановлением спроса на внутренние перевозки, удорожанием запчастей и самих машин. Запчасти с января 2022-го по январь 2023-го поднялись в цене в среднем на 26-30 процентов, сообщил Анохин. Моторное масло стало дороже в 1,8 раза, свечи зажигания — в 1,7. Эксперт назвал и другие факторы роста тарифов. Если зарплаты водителей вышли на плато (медианное значение по стране — 70 тысяч — с небольшими колебаниями держится с 2021 года), то дизтопливо за год поднялось в цене с 35 до 58 рублей за литр.
— Увеличились максимально допустимые тарифы для платных трасс, налоги и сборы в системе «Платон» (на 12 процентов с 1 февраля 2023-го). Если бы транспортный налог для большегрузов отменили, то сэкономленных с одной фуры денег хватило бы на оплату 14 тысяч километров в «Платоне».
Тарифы на перевозки растут еще и потому, что государство усиливает контроль над недобросовестными участниками рынка. Когда они уходят, средняя цена идет вверх, — добавил Артем Анохин. — Кроме того, перевозчикам необходимы средства для покрытия кассовых разрывов, неизбежных при отсрочке платежа. Логистика оплачивается в срок до 60-90 дней.
Усугубить ценовую ситуацию, по мнению аналитиков ЦБ, могут рост затрат на страховку (с июня для въезда в ЕС российским водителям необходимо приобретать полисы пограничного страхования) и недавний запрет на ввоз прицепов из РФ в Европу.
Время сложных схем
По итогам 2023 года рост международных грузоперевозок прогнозируется на уровне от одного до трех процентов. В среднесрочной перспективе показатели отрасли будут зависеть от развития транспортной инфраструктуры внутри страны.
«Для обслуживания растущего грузопотока с отдельными странами создаются новые и модернизируются действующие пограничные переходы, увеличиваются портовые мощности и пропускные способности дорог, строится флот, растет уровень контейнеризации грузов, запускаются альтернативные маршруты доставки. Активно развиваются международные транспортные коридоры и мультимодальные сервисы с использованием нескольких видов транспорта. Так, стратегическое значение приобрел международный транспортный коридор «Север — Юг», соединяющий Россию со странами Персидского залива, Азии и Африки», — сообщается в исследовании ЦБ.
На Дальнем Востоке планируют к 2025 году увеличить портовые мощности на треть. Стратегическое значение сохранят БАМ и Транссиб, порты Дальнего Востока и Юга, а также Северный морской путь.
Представители бизнеса подчеркивают, что для нормальной организации международных перевозок нужно решать проблемы не только с объектами инфраструктуры, но и с таможенным оформлением грузов.
— Здесь вопросов масса. Серьезно выросло количество осмотров и досмотров, гораздо чаще срабатывают профили риска (которые порой еще и несвоевременно оформляются). Идут запросы на заключение ФСТЭК при вывозе товара: якобы какая-то инструкция для служебного пользования требует его представления по определенным позициям, которые могут иметь двойное назначение. Участились дополнительные проверки таможенной стоимости, по итогам которых ФТС производит доначисления. Если раньше мы не могли доказать заявленную стоимость в одном проценте случаев, то теперь — в 70. Хотя документы все в порядке! — констатировала заместитель гендиректора ГК Just Ирина Смитюх. — Растет количество дел об административных правонарушениях в связи с мелкими расхождениями фактического веса с тем, который указан в сопроводительных документах. У нас был случай, когда при перевозке 20 тонн сыпучих продуктов таможенники нашли на 140 кило больше и методично отсыпали по полмешка… Что самое интересное, такие придирки не приносят дополнительных денег в бюджет.