С 2026 года начнется переход на обязательные электронные перевозочные документы. Как к этому подготовиться игрокам рынка автомобильных грузоперевозок?
В ближайшие два года рынок автомобильных грузоперевозок ждут фундаментальные изменения, связанные с окончательным закреплением электронных стандартов и повсеместным переходом на электронный документооборот (ЭДО) в сфере перевозочной документации.
С 1 сентября 2025 года должны были вступить в силу правила по обязательному использованию электронной транспортной накладной (ЭТрН) для перевозок алкоголя, но срок перенесли на 1 марта 2026 года с переходным периодом до 1 марта 2027 года. Тем не менее, эта норма становится своего рода «пилотным проектом» и сигналом для всего рынка о необходимости готовиться к масштабным переменам.
В сентябре 2026 года последует массовый переход на электронные перевозочные документы (ЭПД). Это регламентирует Федеральный закон от 7 июня 2025 года №140-ФЗ. Обязательными станут:
Экспедиторские документы: складская расписка, поручение экспедитору, экспедиторская расписка и ряд других.
Транспортная накладная: электронная форма документа станет обязательной для всех участников автомобильных грузоперевозок (перевозчик, отправитель, получатель, экспедитор).
Иные документы для автомобильного транспорта: электронные заказ-наряды, заявки, сопроводительные ведомости, путевые листы, договоры фрахтования.
Как подготовиться
Что касается операционных процессов, здесь ожидается двойственный эффект. На этапе внедрения неизбежно возникнут временные сложности, связанные с затратами на обучение и отладку новых процессов внутри компании. Однако в долгосрочной перспективе процессы станут радикально проще и прозрачнее. Исчезнет огромный пласт рутины: поиск и пересылка бумаг, исправление ошибок и многодневное согласование. Это ускорит расчеты и повысит надежность перевозок.
Чтобы подготовиться к грядущим изменениям, перевозчикам и грузовладельцам следует начать действовать уже сегодня. Начать можно с простых шагов.
Шаг 1. Выбрать оператора ГИС ЭПД.
Шаг 2. Оформить электронные подписи и МЧД (машиночитаемые доверенности) для всех — от директора до водителя.
Шаг 3. Протестировать работу с ЭПД на практике: запустить пробные рейсы с электронными документами, чтобы избежать сбоев в будущем.
Зрелые логистические платформы готовы обеспечить работу в новых условиях, которые позволяют всем участникам процесса грузоперевозок — грузоотправителю, грузополучателю, перевозчику, а также регулятору — взаимодействовать в едином информационном поле.
ЭДО как фундамент технологической революции
Внедрение обязательных ЭПД создаст единую цифровую среду — фундамент для полной автоматизации документооборота в сфере логистики. Работа в новых условиях позволит компаниям снизить расходы на все процессы, связанные с документооборотом (создание и хранение документов, печать, обмен документами с клиентами и партнерами).